Экономическая газета, Минск,
17 февраля 2023 г.
Итоги и проблемы на рынке страхования 326 просмотров
Завершившийся год оказался для белорусского рынка страхования весьма непростым. Страховые выплаты росли гораздо быстрее, чем страховые взносы. Драйвером остались добровольные виды страхования.
Профиль рынка
За 2022 год, согласно официальным данным, участники рынка собрали страховых взносов на сумму 1,8 млрд руб., что на 4,8% больше по сравнению с 2021 г. К слову, в позапрошлом году, по данным Минфина, темп роста показателя был гораздо выше и составлял 12,3%.
Замедление развития страхового рынка связано с тем, что темпы прироста взносов и по обязательным, и по добровольным видам страхования существенно замедлились. В 2021 г., по информации Минфина, страховые взносы по обязательным видам страхования приросли на 3,3%, а в 2022 г. – только на 1,2%.
Положительная динамика замедлилась и в другом сегменте рынка. Если в 2021 г. страховые взносы по добровольным видам страхования увеличились на 17,9%, то в 2022 г. – только на 6,8%. Тем не менее добровольные виды страхования остаются драйвером роста.
Напомним, добровольные виды страхования включают имущественное, личное и страхование ответственности. Согласно экспертным оценкам, более 90% «добровольных» взносов генерируют страхование имущества предприятий и граждан, страхование предпринимательского риска, страхование жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов.
Что касаются обязательных видов, то их более десяти, но, согласно экспертным оценкам, свыше 90% взносов создают два направления – страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Наличие закрепленных обязательных видов страхования оправдано, ведь собираемые взносы позволяют защитить интересы потерпевших, попавших в аварии на дорогах, а также работников, занятых на производстве.
В качестве положительного отметим тот факт, что доля взносов по добровольным видам страхования постоянно растет. Если в 2017 г. на данные виды страхования приходилось 56,6% рынка, то в 2022 г. – до 65,4%.
Новые вызовы и старые надежды
Проблемой для страхового рынка в прошлом году стал тот факт, что суммы выплат росли гораздо быстрее взносов. Последние, повторимся, выросли на 4,8%, а выплаты – на 16%. Как следствие, удельный вес страховых выплат в общей сумме страховых взносов существенно увеличился с 61,7% до 68,2%.
Эксперты в качестве основного фактора столь значительного роста называют ситуацию, сложившуюся в сфере автострахования. Кстати, на «motor insurance» (куда относится страхование авто- и мототранспортных средств, а также водителей и пассажиров) приходится, по экспертной оценке, около 70% всех страховых взносов на белорусском рынке.
В 2022 г., как известно, автомобильный рынок лихорадило, и это негативно сказалось на рынке страхования. Резкий рост стоимости новых машин привел к быстрому падению продаж автодилеров (на 64%). Как следствие, новые договоры автострахования, которые могли бы генерировать дополнительные страховые взносы, заключались гораздо реже.
В то же время запчасти на автомобили (на фоне увеличения стоимости последних) подорожали. В связи с этим страховые выплаты по данному виду в прошлом году существенно увеличились, а компенсировать их за счет увеличения страховых тарифов не удалось, поскольку договоры автострахования заключены на относительно длительные сроки. Как следствие, финансовое положение страховых компаний в 2022 г. ухудшилось.
В сфере добровольного медицинского страхования также наблюдались определенные проблемы. Так, на фоне роста курса доллара медицинские центры в I квартале 2022 г. повысили цены, что вызвало многочисленные вопросы со стороны государства. Минздрав заявил о «жестком» контроле за ценами на медуслуги.
Однако «почувствовали» его, по информации «ЭГ», и страховщики, занимающиеся добровольным медицинским страхованием. В условиях ограничений на повышение цен некоторые медцентры (для увеличения своей маржинальности) стали активно назначать застрахованным пациентам дополнительные исследования, что потянуло за собой дополнительные расходы (выплаты) страховщиков.
Еще одной проблемой стали санкции. В 2021-2022 гг. Евросоюз вводил запреты не только на поставки ряда белорусских товаров, но и на финансовые услуги, оказываемые таким поставщикам, в частности, на страховые услуги.
Поскольку риски, связанные со страхованием белорусских предприятий, наши страховщики ранее разделяли в т.ч. и с западными партнерами, санкции не могли не сказаться на работе белорусских компаний. В прошлом году они столкнулись со значительными ограничениями в возможностях перестрахования. Соответственно, участникам рынка оказалось непросто сохранить на прежнем уровне страховое покрытие для крупных предприятий.
Пока сложно сказать, как будет работать и развиваться страховой сектор в текущем году. Прошлый год показал, что ситуация здесь зависит от внешних факторов, остающихся малопредсказуемыми.
Неопределенность выражается еще и в том, что пока окончательно не установлено, каким будет регулирование рынка страховых услуг. Уже почти два десятка лет согласно законодательству обязательными видами страхования могут заниматься только страховые компании с государственным капиталом. Негосударственные страховщики давно выражают надежду на то, что когда-нибудь произойдет выравнивание условий хозяйствования. Осенью 2021 г. на общественное обсуждение выносился законопроект «О страховой деятельности», который предполагал допуск негосударственных страховщиков к обязательным видам страхования. Однако документ до сих пор не внесен в парламент.
Дмитрий ЗАЯЦ
Вся пресса за 17 февраля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 мая 2025 г.

|
|
Gorod.lv, 28 мая 2025 г.
Больше всего случаев участия незастрахованных автомобилей в ДТП фиксируется в Латгалии

|
|
Авторамблер, 28 мая 2025 г.
ОСАГО может подорожать на 50% в регионах с большим количеством ДТП

|
|
Тюменская линия, 28 мая 2025 г.
Пострадавшие в паводок ишимцы могут обратиться в страховую компанию за выплатами

|
|
Forbes Казахстан, 28 мая 2025 г.
Как изменились правила обязательного автострахования в Казахстане

|
|
ОрёлТаймс, 28 мая 2025 г.
Орловцы жалуются на работу банков и страховых компаний

|
|
korins.ru, 28 мая 2025 г.
ВСС: региональные рабочие группы страховщиков как инструмент противодействия страховому мошенничеству

|
|
gazeta-n1.ru, Улан-Удэ, 28 мая 2025 г.
Замена страховки молодому улан-удэнцу обошлась в 577 тысяч рублей

|
|
ГТРК Башкортостан, 28 мая 2025 г.
В Уфе водитель Hyundai Solaris насмерть сбил лося

|
|
РИА Новости, 28 мая 2025 г.
Председатель ФОМС обсудил с послом Судана сотрудничество в медстраховании

|
|
Autonews.ru, 28 мая 2025 г.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО скажутся на стоимости полисов. Причины

|
|
РИАМО, 28 мая 2025 г.
РНПК: 3 тенденции наблюдаются на российском рынке перестрахования

|
|
Frank Media, 28 мая 2025 г.
Атаки дронов и рост убытков изменили рынок перестрахования в России

|
|
Конкурент, Владивосток, 28 мая 2025 г.
Новый поворот в ситуации с ОСАГО. Водителей без полиса ждут камеры

|
|
Агроэксперт, 28 мая 2025 г.
Страховые выплаты по договорам с господдержкой за 4 месяца превысили 4,2 млрд рублей

|
|
Новости транспорта, 28 мая 2025 г.
Центробанк озаботился снижением стоимости ОСАГО для аккуратных водителей

|
|
Известия онлайн, 28 мая 2025 г.
Более половины россиян всегда используют страховку для путешествий

|
|
Forbes, 28 мая 2025 г.
Страховщики оценили убытки из-за атак дронов

|
 Остальные материалы за 28 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|